Промышленное производство трикотажных полотен осуществляется на вязальных машинах. По принципу получения материала их можно разделить на две основные группы: поперечновязальные (или кулирные), которые вяжут полотно ряд за рядом, как в ручном вязании, и основовязальные, которые вяжут каждую петлю из своей нити, идущей с навоя (аналогично используемому на ткацких станках для нитей основы). Соответственно, и переплетения трикотажа подразделяются на две группы: поперечновязаные (кулирные) и основовязаные. Полотно в зависимости от формы игольницы машины может получиться плоским или круглым (в форме трубки).
Машины бывают с одной или двумя игольницами, следовательно, на них производят одинарные или двойные полотна.
Известные к настоящему моменту трикотажные переплетения классифицированы. Подробную классификацию можно найти в учебниках по основам технологии трикотажного производства. Трикотажные переплетения подразделяются на классы: главные, производные, рисунчатые и комбинированные. К главным переплетениям относятся базовые, самые простые (кулирная гладь, ластик); к производным - чуть более «усложненный» вариант (производная гладь, двуластик, он же интерлок); рисунчатые, как следует из названия, имеют структуру, образующую тот или иной рисунок (ажурные, жаккардовые, прессовые и т. д.); комбинированные сочетают в своей структуре ряды, столбики или участки, связанные различными переплетениями.
Кулинарная гладь одинарное поперечновязаное переплетение, петли которого
образованы последовательно одной нитью. Полотно этого переплетения состоит из одинаковых петель, на лицевой стороне - (илл. 07), а на изнаночной - изнаночных (илл. 08). В ручном вязании кулирную гладь называют «чулочной вязкой» - так вязались первые чулки.
Ярко выраженная структура лицевой и изнаночной сторон, образованных палочками петель и дугами, определяют внешний вид лица и изнанки: более фактурная изнаночная сторона всегда кажется немного темнее лицевой и более шершавой, а лицевая - более светлая и гладкая. В изделиях используются как лицевая (илл. 09, 10), так и изнаночная (илл. 11, 12) стороны глади. Изнаночную сторону глади часто используют при вязании изделия из пряжи с утолщениями, «непропрядами», а также пряжи с включениями на отдельных участках.
образованы последовательно одной нитью. Полотно этого переплетения состоит из одинаковых петель, на лицевой стороне - (илл. 07), а на изнаночной - изнаночных (илл. 08). В ручном вязании кулирную гладь называют «чулочной вязкой» - так вязались первые чулки.
Ярко выраженная структура лицевой и изнаночной сторон, образованных палочками петель и дугами, определяют внешний вид лица и изнанки: более фактурная изнаночная сторона всегда кажется немного темнее лицевой и более шершавой, а лицевая - более светлая и гладкая. В изделиях используются как лицевая (илл. 09, 10), так и изнаночная (илл. 11, 12) стороны глади. Изнаночную сторону глади часто используют при вязании изделия из пряжи с утолщениями, «непропрядами», а также пряжи с включениями на отдельных участках.
Интересны модели с рисунком в виде полос, связанные этим переплетением. На лицевой стороне полосы получаются четкими, а на изнаночной из-за перекрещивающихся элементов петель имеют некоторую «размытость» (илл. 13).
К числу свойств, которые необходимо учитывать при работе с трикотажным полотном этого переплетения, можно отнести закручиваемость. Гладь закручивается на лицевую сторону по петельному ряду (илл. 14), а по петельному столбику (илл. 15) на изнаночную. Это свойство может быть как положительным, так и отрицательным - смотря как его использовать. При пошиве изделий из трикотажных полотен, склонных к закручиваемости, следует еще на стадии моделирования предусмотреть, насколько возможен пошив данной модели из этого материала. Так, например, полочки жакетов из закручивающегося трикотажного полотна будут закручиваться и в изделии. А при пошиве, например, джемпера закручиваемость мешать не будет.
К числу свойств, которые необходимо учитывать при работе с трикотажным полотном этого переплетения, можно отнести закручиваемость. Гладь закручивается на лицевую сторону по петельному ряду (илл. 14), а по петельному столбику (илл. 15) на изнаночную. Это свойство может быть как положительным, так и отрицательным - смотря как его использовать. При пошиве изделий из трикотажных полотен, склонных к закручиваемости, следует еще на стадии моделирования предусмотреть, насколько возможен пошив данной модели из этого материала. Так, например, полочки жакетов из закручивающегося трикотажного полотна будут закручиваться и в изделии. А при пошиве, например, джемпера закручиваемость мешать не будет.
Иногда это свойство используют при швейной обработке: например, в верхних трикотажных изделиях, связанных переплетением кулирная гладь, низ самого изделия или рукавов иногда просто обметывают на оверлоке - и край полотна закручивается, образуя валик.
Этот же эффект наблюдается у джемпе-ров с воротником -«хомутом»: изделие вяжется изнаночной гладью, а воротник принимает необходимую форму под действием закручиваемости.
Кулирная гладь, пожалуй, самое популярное трикотажное переплетение, его можно встретить чаще всего. Это объясняется прежде всего его эконо-мичностью. Меньший расход сырья на 1 м2 дают только ажурные переплете-ния. Если нужно продемонстрировать в изделии фактуру пряжи, это переплетение не имеет себе равных: поскольку все петли одинаковые, на первый план выходит фактура пряжи. Для гладкой ровной пряжи высокого качества (например, шерсти с ангорой или вискозных нитей «гарус») хорошо подходит лицевая сторона переплетения (илл. 09, 10). Если же нужно продемонстрировать пряжу с «непропрядами», непсами или буклированную, то лучше всего использовать изнаночную сторону - рельефные изнаночные петли подчеркнут фактуру (илл. 11, 12). В зависимости от вида пряжи и плотности вязания кулирной глалью может быть связано как тонкое невесомое полупрозрачное полотно (илл. 16), так и плотное теплое зимнее изделие (илл. 01).
Кулирная гладь, пожалуй, самое популярное трикотажное переплетение, его можно встретить чаще всего. Это объясняется прежде всего его эконо-мичностью. Меньший расход сырья на 1 м2 дают только ажурные переплете-ния. Если нужно продемонстрировать в изделии фактуру пряжи, это переплетение не имеет себе равных: поскольку все петли одинаковые, на первый план выходит фактура пряжи. Для гладкой ровной пряжи высокого качества (например, шерсти с ангорой или вискозных нитей «гарус») хорошо подходит лицевая сторона переплетения (илл. 09, 10). Если же нужно продемонстрировать пряжу с «непропрядами», непсами или буклированную, то лучше всего использовать изнаночную сторону - рельефные изнаночные петли подчеркнут фактуру (илл. 11, 12). В зависимости от вида пряжи и плотности вязания кулирной глалью может быть связано как тонкое невесомое полупрозрачное полотно (илл. 16), так и плотное теплое зимнее изделие (илл. 01).